Правила эксплуатации автомобилей с вариаторами

Вариатор (CVT - бесступенчатая автоматическая коробка переключения передач) ведет свое происхождение от ступенчатых АКПП и имеет такие же узлы как и его предшественник: гидротрансформатор, планетарная передача с фрикционными дисками и поршнями, масляный насос с гидравлической системой и гидроблок с соленоидами и др. элементами.

И эти узлы болеют по тем же законам, что и ступенчатые коробки. Но у вариаторов в отличии от ступенчатых АКПП есть свои особенности и их болезни: Ремень, Конуса с подшипниками, Масляный Насос лепесткового типа, Степ-мотор, изменяющий передаточное число.

Что стоит делать, чтобы оттянуть старение вариаторов:

  • Поддерживать чистоту и достаточный уровень масла вариатора, для чего проверять масло в каждый приход машины в сервис.
  • (Грязное масло ускоряет износ конусов и ремня, забивает каналы гидроблока и соленоидов, что приводит к поетере давления)

  • Прогревать вариатор перед поездкой. Особенно зимой в морозы. И не нагружать холодный вариатор педалью газа больше середины ее хода.
  • (Холодное густое масло ведет к проскальзыванию ремня по конусам и фрикционов по стальным дискам, что ведет к преждевеременному износу)

  • С возрастом вариатора беречь его от перегревов (установка дополнительного радиатора)​
  • (Предельная нагрузка на вариатор особенно летом приводит к перегреву, что ускоряет старение расходников в разы)

  • Не использовать машину как буксир и не буксировать ее на тросу.
  • Не разгонять машину сверх положенного по правилам (в разы сокращает ресурс ремня, подшипников и расходников)
  • Проводить своевременные плановые капремонты с заменой изношенных расходников, как только появятся первые симптомы.

Толкающий Ремень, PushBelt

Ремень состоит из двух комплектов стягивающих лент и нанизанных на них металлических сегментов, которые соприкасаются с поверхностью конусов. И именно рабочей поверхностью стального сегмента ведущий конус толкает ведомый конус.

Стальной сегмент соприкасается с окружностью конуса всей поверхностью рифленого торца, канавки помогают отводить лишнее масло и являются маркером критического износа ремня. Когда передаточное число составляет максимум или минимум (при начале разгона или на максимальных оборотах) один из конусов имеет минимальную площадь соприкосновения с ремнем и тогда высок риск срыва ремня в скольжение.

Штатная работа - это когда соприкасание с конусом происходит всей поверхностью сегмента и нет проскальзывания ни при входе сегментов на конус, ни при выходе с него.

гидротрансформатор

Ленты ремня испытывают огромные растягивающие и изгибающие нагрузки (как мы иногда ломаем провода сгибая-разгибая их несколько раз) и со временем металл лент устает и растягивается. А при растянутых лентах зазор между сегментами увеличивается, хоть и на несколько микрон, но это может привести к тому, что при наклоне сегмента к конусу соприкосновение происходит не всей поверхностью сегмента, а передним ребром. И тогда срыв в скольжение начинается все раньше и раньше. И насос получает команду компьютера увеличить прижимание ремня к конусам, что в разы увеличивает растяжение ленты и начинается цепная реакция износа протектора сегментов и что значительно хуже - самой поверхности конусов.

Кроме того, крайне важен профиль самого толкающего сегмента. В норме он имеет насечку. По мере износа насечка становится менее заметной и когда истирается до основания, то срыв в скольжение происходит уже при каждом сильном нажатии педали газа. Справа видны различные степени износа ремня.

Факторы риска, когда ремень срывается в скольжение: А. в момент трогания с места, когда радиус изгиба ремня минимальный, а передаточное число вариатора на минимуме (LowGear). Б. На максимальной скорости вращения (Overdrive), когда радиус ремня на ведомом конусе минимальный, а частота вращения и момент вращения максимальные, что создает дополнительные центробежные силы для ремня. В. При работе на не разогретом масле, когда толстый слой холодного (до 60 С) масла на конусах способствует скольжению, но еще не склеивает металл сегментов с металлом конусов. Изношенный ремень с растянутыми лентами и съеденными протекторами сегментов. Работа в грязном масле, когда под ремень попадает пыль от фрикционов или что хуже - металлическая пыль.

Подшипники, Bearings

Предельная нагрузка на конуса передается на подшипники, которые кроме функции скольжения еще и удерживают конуса как опоры. Длительная работа вариатора при предельном давлении масла от насоса приводит к преждевременному износу подшипников конусов.

Износ подшипников приводит к вибрациям, выражающимся гулом вариатора и по цепной реакции приводит к ускоренному выходу из строя остальных подшипников. Езда с вибрациями кроме ремня убивает еще и поверхности конусов.

Конуса Ведущий и Ведомый

гидротрансформатор

При износе или что хуже - местных задирах металла, ремень начинает вести себя непредсказуемо для компьютера, срываясь в скольжение уже при нагрузках значительно ниже предельных.

Компьютер сначала подает давление на конуса до предельного, а когда это не помогает, то ограничивает тягу двигателя, чтобы дать возможность доехать до сервиса АКПП.

Насос масляный, Jatco

Насос для вариаторов Джатко - роторный и создает огромное (до 40 атм) давление. Конструкция насоса включает в себя лопатки из высокопрочной стали, которые ходят в пазах ротора. Но самым слабым узлом насосов джатковских вариаторов является клапан, который загрязняется, изнашивается и клинит. Вариаторы Айсин и остальных производителей не имеют серьезных проблем с насосом.

Степ-мотор, шаговый мотор, Jatco

Для того, чтобы синхронно раздвигать и сдвигать конуса, изменяя передаточное число Джатко в конструкции использует электрически управляемый шаговый мотор, электропривод. Этот мотор имеет ограниченный ресурс и подлежит замене после 120-150 ткм, в зависимости от перегревов масла и износа ремня. Проблема заключается в зависании конусов в одном положении и компьютер не может менять передаточное число вариатора.

Чего лучше не делать:

гидротрансформатор
  • Не перегружать вариатор агрессивным разгоном с места или в гору или ездой на максимальных скоростях (выше 130-140 км\ч) без особой нужды.
  • Не использовать машину с вариатором как тягач или грузовик. Для езды по бездорожью или глубокому снегу стоит использовать внедорожники. Для буксировки — эвакуаторы, для перевозки мешков с цементом — Газели.
  • В случае неисправности машины - избегать буксировки, а использовать эвакуатор. Буксировку допускается делать только специалистам, знакомыми с особенности данного вариатора.
  • Не эксплуатировать вариатор с неисправностями, посторонними шумами, ударами или толчками, дожидаясь, когда эти неисправности приведут к отказу и остановке.

Заказать звонок

Специалисты по ремонту АКПП техцентра «Мир АКПП» помогут избежать многих неприятностей, связанных с эксплуатацией АКПП, а в случае неисправности или поломки отремонтируют или восстановят поврежденные детали АКПП.



Ремонт АКПП по маркам


✉ Напишите нам, мы онлайн